Статус крупнейших нефтегазовых проектов в Арктике
Российские технологии и промышленность для нужд в Арктике
создание и развитие логистической инфраструктуры арктики
реализация крупнейших инвестиционных проектов в арктической зоне
межрегиональное партнерство в Арктической зоне
Основные задачи государственной политики в Арктике
Развитие Кадрового и научного потенциала для освоения Арктики
Цифровая трансформация регионов Арктической зоны
Арктика – территория развитой промышленности и высокой транспортной активности. Архангельская область на протяжении длительного времени глубоко интегрирована в проекты освоения Арктики и является одним из лидеров ее промышленного и транспортного освоения.
Важной дискуссионной площадкой для обсуждения вопросов развития Арктики в 2022 году стал международный X форум «Арктические проекты – сегодня и завтра» , организуемый Правительством Архангельской области, Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М.В. Ломоносова и Ассоциацией поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие».
Ежегодно Форум собирает свыше 300 представителей исполнительных органов государственной власти, нефтегазовых и логистических операторов, инжиниринговых и строительных подрядчиков, проектных организаций, экспертов отрасли, работающих в Арктике.
Основными темами для дискуссии станут ход развития ключевых проектов инфраструктуры, нефтегазовой и горнорудной промышленности, потенциал развития арктических территорий и межрегиональных кооперационных связей.
Развитие промышленности в Арктической зоне обсудили в Архангельске
19-24 октября 2020 года в столице Архангельской области состоялась Арктическая форумная неделя – деловое мероприятие, позволившее обсудить наиболее актуальные вопросы развития северных территорий нашей страны. Представители федеральных и региональных органов власти, крупнейших нефтегазовых операторов, горнодобывающих компаний, транспортно-логистических и судоходных предприятий, судостроительных заводов и инжиниринговых центров, научно-образовательных учреждений сформулировали свое видение проблем, стоящих перед государством и бизнесом в Арктической зоне.
«Порты Арктики», «Судостроение в Арктике», «Арктические проекты – сегодня и завтра»: Арктическая форумная неделя объединила сразу три деловых конференции. Большая часть участников присоединилась к обсуждению в режиме онлайн. Среди ключевых докладчиков и участников – постоянный представитель Республики Саха (Якутия) при Президенте РФ Андрей Федотов, директор департамента резидентской политики АО «Корпорация развития Дальнего Востока» Сергей Скалий, директор департамента гражданского судостроения АО «Объединенная судостроительная корпорация» Игорь Шакало, заместитель генерального директора по флоту ФГУП «Росморпорт» Василий Стругов, руководители и сотрудники крупных компаний.
Организаторы Арктической форумной недели – Правительство Архангельской области, Агентство регионального развития Архангельской области, ассоциация «Кластер судостроения и производства морской техники Архангельской области», ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие».
Сергей Смирнов, директор ассоциации «Созвездие» и Кластера судостроения, говорит:
– Архангельская область исторически является одним из ключевых регионов российской Арктической зоны, а Архангельск – одним из центров отечественного судоходства и судостроения. Архангельск – это круглогодично действующий морской порт, не только работающий на экспорт, но и активно задействованный в перевозках внутри страны. Сегодня порт Архангельск является главным снабженцем арктических проектов, кроме того, через город осуществляется северный завоз на отдаленные территории. В нашем регионе действуют десятки промышленных, судоходных, логистических компаний, участвующих в главных арктических стройках.
Перспективы развития архангельского порта связаны с диверсификацией грузовой базы, внедрением современных сервисов и цифровых систем. Об этом упоминали эксперты, собравшиеся в рамках Арктической форумной недели. В частности, Софья Каткова, руководитель проектов ООО «Морстройтехнология», считает, что в будущем в Архангельске могут быть построены специализированные терминалы: например, для перевалки пиломатериалов и пеллет.
Еще одним направлением развития порта может быть контейнеризация грузов. Сегодня в Архангельске действует единственный в Арктической зоне контейнерный терминал с возможностью хранения и перевалки до 75 тысяч контейнеров в год. Эти мощности могут быть востребованы при перевалке грузов, предназначенных для проектов в Арктике и Сибири. Так, директор архангельского транспортного филиала ГМК «Норильский никель» Александр Орлов ожидает по итогам 2020 года роста оборота контейнеров «Норникеля» в порту Архангельск на 6%.
По словам директора ассоциации «Созвездие» Сергея Смирнова, в среднесрочной перспективе возможно создание постоянно действующей контейнерной линии, связывающей Архангельск с портами Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. Удобное географическое положение и развитая сеть железных дорог делают Архангельск удобной точкой входа и выхода таких грузопотоков.
Реализация всех этих планов предполагает развитие кадрового и научного потенциала. Об этом участники Арктической форумной недели говорили в ходе отдельного «круглого стола». В рамках дискуссии была озвучена предварительная договоренность об объединении усилий в создании двух научно-образовательных центров – в Архангельске и Якутске. По словам ректора САФУ им. М. В. Ломоносова Елены Кудряшовой и постоянного представителя Республики Саха (Якутия) при президенте РФ Андрея Федотова, это позволит избежать ненужной конкуренции и будет способствовать укреплению позиций России в Арктике.
Продолжается модернизация: за последние семь лет частные инвестиции в инфраструктуру архангельского порта и обновление флота составили около 25 миллиардов рублей. Были не только модернизированы действующие терминалы, но и построены новые. Сегодня в порту Архангельск работают 12 терминалов, обеспечивающих круглогодичный цикл перевалки грузов. Начато строительство транспортно-логистического комплекса «Архангельск», который будет обслуживать грузы, предназначенные для объектов Министерства обороны.
Важно также, что в Архангельской области сформирован целый кластер предприятий, специализирующихся на арктических грузоперевозках, на строительстве и ремонте арктических судов. Совокупный размер флота в регионе составляет около 300 единиц, включая суда типа река-море, танкеры, ледоколы и другие. 45 грузовых судов выполняют круглогодичную навигацию. Их техническое обслуживание выполняют верфи Архангельска и Северодвинска.
По словам заместителя директора инвестиционно-аналитического агентства «Профессиональные комплексные решения» Юлии Ивановой, сегодня мощности судоремонтных предприятий Архангельской области позволяют обрабатывать около 200 судов в год. Развитие этого сектора планируется осуществлять в рамках работы регионального судостроительного кластера. В частности, предполагается создание единой информационной системы судового ремонта, обеспечивающей координацию предприятий. Одной из ключевых задач является также приобретение плавучего дока длиной не менее 250 метров, что позволит проводить ремонт крупных судов. По мнению Юлии Ивановой, оператором такого дока может быть отдельная управляющая компания, финансируемая крупнейшими судовладельцами региона.