Международный форум

Арктические проекты

сегодня и завтра

  Архангельск • 2023   

Десять лет развития: в Архангельске состоялся юбилейный арктический форум

Десятый международный деловой форум «Арктические проекты – сегодня и завтра», организованный ассоциацией поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие», правительством Архангельской области и Северным (Арктическим) федеральным университетом, завершился в Архангельске. Официальными партнерами форума выступили ЗАО «Арктик-Консалтинг-Сервис», ОАО «Архангельский морской торговый порт», АО «Архангельский речной порт», ООО «ТК Северный проект», ООО «БТ СВАП».


Форум проходит в столице Поморья ежегодно с 2013 года и за это время стал одним из ключевых российских бизнес-мероприятий, посвященных арктической промышленной тематике. Созданный как инструмент для налаживания контактов между региональными компаниями и крупными операторами нефтегазовых проектов, сегодня форум стал дискуссионной площадкой для обсуждения широкого круга вызовов, с которыми сталкиваются компании, ведущие хозяйственную деятельность в Арктической зоне.


В 2022 году участие в форуме приняли представители федеральных и региональных предприятий, государственных структур, научно-образовательных учреждений, признанные эксперты отрасли – всего около 300 делегатов со всей страны. Среди ключевых участников: губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, губернатор Ненецкого автономного округа Юрий Бездудный, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Александр Спиридонов, генеральный директор АО «Межрегионтрубопроводстрой» Владимир Дурнин, первый заместитель генерального директора – начальник Штаба морских операций ФГБУ «Главсевморпуть» Владимир Арутюнян, начальник отдела обеспечения морской деятельности и эксплуатации морской техники ПАО «Газпром» Алексей Лобанов, директор по работе с ключевыми партнёрами АНО «Институт нефтегазовых технологических инициатив» Алексей Фадеев и другие уважаемые гости.


Участники форума обсудили вопросы развития Арктики как одного из ключевых макрорегионов России. Десять лет назад тема арктических проектов связывалась главным образом с разработкой месторождений нефти и газа в отдаленных районах и на морском шельфе. Сегодня ситуация меняется: Арктика рассматривается как кладовая разнообразных природных богатств, в том числе металлов, важных для построения будущей низкоуглеродной экономики, как источник биоресурсов, как территория транспортного и инфраструктурного развития. Модернизация портов, внедрение беспилотного транспорта, переход на экологически чистые виды топлива, широкая автоматизация и цифровизация, искусственный интеллект, принципы ESG – тренды развития компаний, реализующих проекты в Арктике.


Важную роль в этой работе играет Архангельск. За минувшие десять лет архангельский порт стал ключевым перевалочным пунктом на пути в Арктику: именно через Архангельск осуществляется снабжение всех крупных арктических проектов. Около двухсот предприятий региона приняли участие в масштабных арктических стройках в качестве поставщиков и подрядчиков: это судостроительные и машиностроительные заводы, стивидорные и транспортно-логистические компании, строительно-монтажные организации, поставщики материалов и оборудования, учреждения науки и образования. «Ямал СПГ», «Арктик СПГ 2», «Восток Ойл», создание Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений, разработка Павловского месторождения свинцово-цинковых руд, освоение месторождения Каменномысское-море и месторождений Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции – во всех этих проектах задействованы промышленные предприятия Архангельской области и порт Архангельск.


Выступая на открытии форума, губернатор региона Александр Цыбульский отметил:

– В условиях активного развития инфраструктуры Северного морского пути сегодня мы получаем новое практическое применение Архангельского транспортного узла, и он начинает становиться опорным пунктом СМП. Теперь основной задачей является внесение изменений в постановление Правительства России, касающееся субсидирования перевозок по Севморпути. Сейчас речь идет в первую очередь о субсидировании перевозки грузов лихтеровозами – этот вопрос мы уже начали обсуждать с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.


В ходе форума «Арктические проекты» участники приняли участие в дискуссиях по темам:

– добыча полезных ископаемых на Севере: состояние отраслей и актуальные тенденции рынков;

– развитие Российской Арктики: перспективы и вызовы;

– арктические проекты – сегодня и завтра;

– транспортно-логистическое обеспечение реализации арктических проектов;

– геологоразведка в Арктике: текущий статус и перспективные направления;

– создание и модернизация производственной инфраструктуры на Севере;

– альтернативная энергетика и энергоэффективность: векторы развития в высоких широтах;

– взаимодействие единого регулятора и участников транспортного рынка при работе в зоне Севморпути.


Кроме того, в рамках форума состоялась рабочая встреча предприятий ЛПК Архангельской области и ООО «ФЕСКО Интегрированный Транспорт» по вопросу создания контейнерного сервиса в Архангельской области, а представители предприятий судоремонтной отрасли и инжиниринга встретились с руководством ООО «Газпромнефть Шиппинг», чтобы обсудить перспективы сотрудничества в судоремонте и импортозамещении судового комплектующего оборудования.


Подводя итоги мероприятия, директор ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» Сергей Смирнов отмечает:

– Десять лет назад мы задумывали наш форум как инструмент, позволяющий объединить усилия федеральных и региональных предприятий, познакомить их друг с другом, найти новые точки приложения усилий для компаний региона. Сегодня реализацию арктических проектов уже сложно представить без участия предприятий Архангельской области, и десятый, юбилейный форум вновь показал: Поморье – это один из ключевых арктических регионов России, промышленный, логистический и интеллектуальный центр, точка сопряжения усилий компаний, решающих общие стратегические задачи.